Цели:
Образовательные:
-углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;
-дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);
-дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;
-проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умения работать с тестовыми заданиями.
Воспитательные:
-содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинно-следственная» связь;
-в целях решения санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления использовать различные методы во время рока;
-способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Развивающие:
-продолжить формировать обще учебных умений и навыков;
-продолжить формировать умение самостоятельного приготовления микропрепаратов и навыков работы с микроскопом;
-в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
Оборудование:
Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый микропрепарат «Эпидермис листа герани).
Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Работа учащихся с тестовыми заданиями в 6 вариантах.
(Варианты в приложении)
III. Изучение нового материала.
1. Клеточное строение растений. Ткани. Беседа учителя с учащимися.
На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений!
Демонстрация 2 слайда презентации. (Разнообразие листьев по форме)
Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.
Демонстрация 1 слайда презентации. (Тема и цели урока)
Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели учителем перед учащимися.
Демонстрация 3 слайда презентации. (Растительная клетка)
Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). Дети отвечают. Клетки листа различаются по форме и размерам.
С чем связано различие формы и размеров клеток листа? Дети отвечают. Это связано с различием выполняемых функций.
Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? Дети отвечают. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.
Демонстрация 4 слайда презентации. (Растительные ткани)
Посмотрите на кусочки листа алое, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция? Дети отвечают. Покровная ткань. Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.
Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань – мякоть листа.
2.Самостоятельная работа учащихся с учебником. (Желательно учителю проконтролировать материал, который дети нашли для записи, дать комментарий с использованием таблиц и демонстрация 5 слайда презентации – «Устьице с окружающими его клетками»)
Инструкция для учащихся:
Пользуясь текстом), заполните первую строчку таблицы (кожица листа). (Образец таблицы будет на доске). После заполнения первой строки таблицы (кроме примечания), демонстрация 6 слайда презентации (Лист кувшинки) и решение задачи: На 1 мм2 листа кувшинки расположено около 600 устьиц. Сколько всего устьиц находится на одном листе кувшинки, если известно, что его площадь составляет 450 см2? На какой части листа будут расположены устьица и почему?
Демонстрация 7 слайда презентации (Растения, листья которых покрыты кутикулой). Попробуйте предположить: как влияет восковой налет на поверхности листа –кутикула – на испарение воды этим листом. Дети отвечают. Кутикула – дополнительная защита листа и приспособление к уменьшению испарения воды.
Демонстрация 8 слайда презентации (Злаковые растения)
Почему у злаков и некоторых других растений устьица расположены на обеих частях листа? Дети отвечают. Потому, что листья расположены у таких растений вертикально.
Запись «примечания» в таблицу под диктовку учителя
В целом таблица как будет выглядеть показывается на доске. Оставшуюся часть таблицы учащиеся заполняют дома, если не успевают на уроке.
2.Основная и проводящая ткани листа (рассказ учителя с использованием таблиц и демонстрация 9 слайда презентации «Внутреннее строение листа»).
Учитель, используя таблицы, объясняет клеточное строение мякоти листа, обращает внимание на значение межклетников, пластид и проводящих пучков.
IV. Закрепление знаний. Работа в тетради РТПБ
V. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Прочитать § 30. Читать параграф, знать основные термины. Закончить заполнение таблицы.
Нилюфар ГАППАРОВА,
Учительница биологии сош №2 им. А. Тураббаева,
Ала-Букинский район.