Цели урока:
• Образовательная: повторят все что знают о планетах и звездах, углубят знания о внутреннем строении Земли. Знакомим учащихся с внутренним строением Земли, ее внешними оболочками.
• Развивающая: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания
• Воспитательная: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат
Ожидаемый результат:
• Повторят все что знают о планетах и звездах, узнают о внутреннем строении Земли; с внутренним строением Земли, ее внешними оболочками.
• Развивают умение поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; строят речевое высказывание в устной форме; умеют структурировать знания
• Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат
Тип урока: Изучение нового материала
Методы: Словесно-наглядный
Оборудование: Картинки, видео
Ход урока:
Этап: Орг. момент. Время 3 минуты. Деятельность учителя
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Чем мы сегодня займемся на уроке, поставим перед собой задачи.
Сегодня на уроке:
1. Мы повторим все что знаем о планетах и звездах.
2. Вспомним о причинах разрушения гор.
3. Познакомимся с новыми словами такими как: атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера и окаменелости.
4. Узнаем о строении Земли.
Время 15 минуты, деятельность учителя:
Приступаем к выполнению задач: Вопросы по звездам и планетам.
1.Что такое солнечная система? (Солнце и все небесные тела)
2. Назовите небесные телବ — это? (Звезды, Луна, Земля)
3. Какие планеты не имеют спутника? (Меркурий и Венера)
4. Вращение? (Это движение планет вокруг своей оси)
5. Обращение? (Это движение планет вокруг солнца)
6. Лунное затмение? (Положение Земли между солнцем и луной)
7. Во сколько раз луна ближе к земле чем солнце? (В 400 раз)
8. Есть ли воздух на луне? (Нет)
9. С какой скоростью Земля вращается вокруг солнца? (108000 км/ч)
10. Какое расстояние Земля проходит за 1 год? (940 миллионов км)
11. Самая быстрая планета? (Меркурий)
12. Самая яркая и горячая планета? (Венера)
13. Самая близкая к солнцу планета? (Меркурий)
14. Вторая по счету планета? (Венера)
15. В какое время дня можно разглядеть Венеру? (Утром или вечером)
16. Второе название нашей планеты? (Голубая) Почему? (70% воды)
17. Какую планету называют красной? (Марс)
18. Что такое астероиды? (Огромные камни)
19. Второе название планеты Марс? (Красная планеты)
20. Между какими планетами расположился пояс астероидов? (Марс и Юпитер)
21. Самая большая планета? (Юпитер)
22. Сколько поместится внутри Юпитера таких, планет как наша земля? (1300 планет)
23. Какая планета знаменита своими кольцами? (Сатурн)
24. Вторая по размеру большая планета? (Сатурн)
25. Из чего состоят кольца Сатурна? (Из льда и пыли)
26. Самая холодная планета? (Уран)
27. На какой планете бушуют самые быстрые ветра? (Нептун)- v=2100 км/ч
28. Какую планету считают Карликовой? (Плутон)
29. В каком году Плутон исключили из списка планет солнечной системы? (2006)
30. За сколько дней Луна делает полный оборот вокруг Земли? (За 28 дней)
31. Какого цвета Луна? (Серовато-коричневого цвета)
32. Светится ли Луна? (Нет)
33. Что такое Луна? (Это огромный камень, покрытый пылью от разбитых астероидов)
34. Почему мы Луну ночью видим желтой? (Она освещается солнцем)
35. Кто такой Астроном? (Ученый изучающий Вселенную)
36. Наука о небесных и космических телах это? (Астрономия)
37. Может ли упасть Звезда? (Нет это метеор)
38. Чем отличаются звезды от планет? (температурой и яркостью)
39. Сколько созвездий? (88)
40. Температура нашего тела? (36,6*)
41. При какой температуре кипит вода? (100*)
42. При какой температуре плавиться сталь? (1500*)
43. Есть ли кольца у Юпитера, Урана и Нептуна? (Есть, но они менее заметные)
44.Температура Солнца на поверхности? (6000*)
45. Какая температура в центре солнца? (15 миллионов градусов)
46. Расстояние от Земли до Солнца? (150 миллионов километров)
47. Что такое Звезда? (Это огромный раскалённый газовый шар)
48. Какие Звезды самые горячие? (Голубые)
49. Какие звезды самые холодные? (красные)
50. Какая Звезда стоит на одном месте? (полярная) И куда она указывает? (На север)
51. Чем отличаются звезды друг от друга? (Температурой, цветом, размером и яркостью)
52. Глобус –это…
Ребята, вы молодцы! Открыли книжки и читаем вопросы на странице 27. Попробуем ответить на них.
1. Почему разрушаются горы?
2. Какие горные породы есть в Кыргызстане?
3. Как человек использует уголь, торф, мрамор, песок и глину?
1. Под действием колебания температуры в камнях образуются трещины- то есть при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются твердые тела. В этих трещинах замерзает вода. Потом ветер заносит семена растений, в результате на камнях вырастают травы, кустарники и даже деревья и их корни разламывают камни. Потом эти камни превращаются в песок и глину.
2. В Кыргызстане есть уголь, торф, мрамор, песок, глина и т. д.
3. Уголь применяется как топливо, при обогреве помещения. Торф используют как удобрение в сельском хозяйстве или в качестве топлива. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Песок используют в строительстве, изготавливают стекло, при заливке бетона. Мрамор используют при отделке зданий, делают плиты, ванны, памятники.
Этап – Объяснение нового материала, время 20 минут. Деятельность учителя.
А что необходимо для жизни? (Воздух, вода, еда. Деревья, климат)
Запись в тетрадях. Это внешние оболочки Земли
Атмосфера – это воздушная оболочка нашей земли(воздух)
Литосфера – твердая каменная оболочка или земная кора.
Гидросфера – водная оболочка земли: океаны, моря, реки, озера, ледники.
Биосфера – это оболочка, заселенная живыми организмами.
Окаменелости – это горные породы, в которых сохранились остатки древних растений и животных.
Сегодня на уроке мы разгадаем еще одну тайну земли. Мы узнаем о строении земли. Поверхность земли, по которой мы ходим твердая. Земная поверхность состоит из особых горных пород. Большинство из которых твердые. Песок, глина. Известняк, каменный уголь, торф, мрамор, песок. И другие природные тела ученые назвали горными породами. А что внутри? Вам интересно? Тогда посмотрим Видео
Объяснение нового материала: «Строение Земли» (видео)
Этап – Закрепление. Рефлексия. Время 5 минута. Деятельность учителя.
Чем мы занимались на уроке? А теперь вернемся к нашей цели поставленной в начале уроке.
1. Мы повторили все что знаем о планетах и звездах.
2. Вспомнили о причинах разрушения гор.
3. Познакомились с новыми словами такими как: атмосфера, литосфера, гидросфера и окаменелости.
Узнали о строении Земли.
Этап – Домашн. Задание. Оценивание. Время – 2 минута.
Нарисовать внутренне строение Земли. На следующем уроке мы устроим блиц турнир о внешних и внутренних оболочках Земли.
С. ДЖУМАБЕКОВА,
учитель сош №1 имени Т. Балтагулова,
Ала-Букинский район.