Цели урока: Познавательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:
•измерения силы трения;
•формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления
Развивающие и воспитательные: развивать логическое мышление учащихся;
•воспитывать интерес к предмету;
•развивать интерес к решению задач.
•формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, стеклянные пластины, пипетки, наждачная бумага, сосуд с водой, лупа, динамометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, карандаши круглые, деревянная дощечка.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Ход урока
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Добрый день! Я рада всех вас видеть и каждому желаю хорошего настроения, а оно начинается с улыбки
Когда мы улыбаемся,
Мы само исцеляемся.
И силой наполняемся,
Дарующий успех.
Уважаемые ученики поработаем, сегодня для ума и души.
2, Актуализация знаний
Из предыдущих уроков мы знаем, что на тела, находящиеся на земле действуют силы :Fтяж (сила тяжести),Fупр (сила упругости) и Р(вес тела)
1.Что является мерой действия одного тела на другое? (сила)
2.Какой буквой обозначается сила?
3.в каких единицах измеряется сила?
4.как называется прибор для измерения силы?
5.Как называется сила притяжения к земле? Запишите формулу.
6.Какая сила действует на пружину?
7. Сила с которой тело вследствие притяжения к земле действует на опру или подвес называется (вес тела)
2. Мотивация занятия.
Как сказал Эйнштейн «Самое прекрасное и глубокое из достигнутых чувств – это ощущение тайны, ибо в нем источник истинной науки». мы с вами соприкоснемся с великой тайной
О нашей тайне знали первобытные люди и применяли в практических целях, первые исследования его были проведены итальянским ученым Леонардо да Винчи более 500 лет назад.
Отгадайте загадку.
«Что будет три, три, три?» (дырка)
— Как вы думаете, о чем идет речь? (о трении)
Тема нашего занятия «Сила трения»
Посмотрим, как понятие «трение» определяет энциклопедический словарь С. Ожегова «сила препятствующая движению одного тела по поверхности другого»). (Участники занятия анализируют понятие «трение» у Ожегова).
— Какое минимальное количество тел участвуют, когда мы говорим о трении, проанализировав все три определения. (2 тела)
— Как эти тела должны располагаться по отношению друг к другу. (Соприкасаются)
— Какое явление происходит между телами? (движение)
— Трение помогает движению или нет? (направлено противоположно движению)
3. Усвоение новых знаний.
— Почему возникает сила трения?
Опыт «Выяснение причин возникновения трения».
Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.
Опыт 1: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?
Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Опыт 2: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.
Назовите 2 причины возникновения трения.
Выводы:
•Шероховатость поверхности.
•Молекулярное взаимодействие
Посмотрите, в этих примерах проявляется трение? (ответы учеников). — Чем отличается трение в этих примерах? Что делают? (коньки скользят, ролики катятся, стоят на месте, т.е. в покое)
— Как вы назвали эти виды трения? (трение покоя, трение скольжения, трение качения)
Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь, увидеть проявление трения и назвать вид трения.
-Подумаем, зависит ли сила трения от чего-нибудь. Одинаковая она будет в разных видах? Где скользить легче: по асфальту или льду? Двигать легче одну книгу или стопку книг? На все эти вопросы мы ответим, проведя опыты.
— При помощи какого прибора можно измерить силу? (динамометром).
Сейчас я Вам предлагаю выполнять эксперименты в группах.
Группа 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы:
1.Определите цену деления шкалы динамометра.
2.Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра;
б) по гладкой бумаге;
в) по наждачной бумаге.
3.Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей Сила трения скольжения, Н
(Показание динамометра)
Дерево по дереву
Дерево по гладкой бумаге
Дерево по наждачной бумаге
ВЫВОД: сила трения от рода трущихся поверхностей.(зависит)
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы:
1.Определите цену деления шкалы динамометра.
2.Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
3.Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
4.Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
F тр. скольжения
1 груз
2 груза
3 груза
ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем… сила трения скольжения. (больше)
Группа 3. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.
Порядок выполнения работы:
1.Определите цену деления шкалы динамометра.
2.Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь.
3.Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
4.Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
•Измерьте?
5.силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
вес тела, Н сила трения покоя, Н сила трения скольжения, Н сила трения качения, Н
6. Вывод: трение качения… трения скольжения. (меньше)
Каждая группа проговаривает результат своей работы.
ВЫВОДЫ
•сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности;
•сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках;
•сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей.
Многие явления природы можно объяснить, используя явление трения, приспособления животных, народные пословицы и поговорки, исторические факты.
К этому можно прибавить, что при отсутствии трения гвозди и винты выскальзывали бы из стен, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.
Как уменьшить трение?
•Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники.
•Смазка
Чтобы увеличить трение, надо:
•Увеличить нагрузку (вес).
•Увеличить шероховатости поверхностей.
Положительная и отрицательная роль трения.
Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни. Она иногда полезна, иногда вредна. Поговорим об этом. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:
•не подмажешь, не поедешь;
•коси коса, пока роса
•пошло дело как по маслу;
•угря в руках не удержишь;
•что кругло – легко катится;
•лыжи скользят по погоде;
•из навощенной нити сеть не сплетешь;
•ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;
•нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.
•почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной;
•почему бревно легче катить, чем тащить;
•почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает;
•почему колеса порожней машины буксуют больше, чем колеса груженной.
5.Итог занятия. Уважаемые ученики мы с вами сегодня рассмотрели силу трения – СИЛУ ЗНАКОМУЮ, НО ТАИНСТВЕННУЮ, наша жизнь немыслима без трения.
Если бы не было трения
Все автомобили
Сейчас же бы встали,
А пешеходы,
На землю упали.
Перо б не писало,
Рухнул бы дом,
И на Земле
был бы полный разгром!
Картина б свалилась,
И вилку бы мы,
Так просто в розетку,
Воткнуть не смогли.
И было бы много
ужасных вещей,
Не будь силы тренья,
У нас на Земле.
Во всей суматохе забыла сказать,
Что тренье так просто с Земли не убрать.
Оно было, есть и будет всегда.
Да здравствует трение! Тренью — ура!
5. Рефлексия.
А теперь попрошу каждую группу выразить свое отношение к занятию, прикрепив смайлик на доске.
Домашнее задание: Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Ответьте на следующие вопросы:
•почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной?
•почему бревно легче катить, чем тащить?
•почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает?
•почему колеса порожней машины буксуют больше, чем колеса груженной
Оценивание (не менее 30% учащихся) До свидания ребята, спасибо за внимание!
Подготовила: Парпиева А. С.